PEOPLE
Золотая маска 2021
В сентябре 2021 года в новокуйбышевском Дворце культуры состоялся фестиваль «Золотая Маска». Региональная программа главной и самой престижной театральной премии страны проводилась в Новокуйбышевске уже в третий раз. Зрителям показали спектакли из Москвы, Санкт-Петербурга и Уфы. На открытие фестиваля приезжал президент «Золотой Маски», Народный артист России Игорь Костолевский. Один из главных героев советских фильмов, огромную популярность которому еще в молодости принесли роли в кинолентах «Звезда пленительного счастья» Владимира Мотыля, «Безымянная звезда» Михаила Козакова и «Тегеран-43» Владимира Наумова. Игорь Костолевский рассказал журналистам о смысле фестиваля «Золотая Маска», уникальности новокуйбышевского театра-студии «Грань», своих самых сложных ролях, главном актёрском навыке и отношении к славе.

фото: Ира Полярная
В этом году честь принять у себя региональные программы фестиваля «Золотая маска» удостоились всего 13 городов в России, и уже в третий раз – Новокуйбышевск. Почему вы вновь выбрали наш «город нефтяников» для такой культурной программы?
Несмотря на то, что Новокуйбышевск географически занимает очень небольшое пространство, на театральной карте России этот город занимает заметное место. Во многом, благодаря театру-студии «Грань», режиссёру Денису Бокурадзе и его труппе, которые тут работают. «Грань» в разные годы была отмечена уже двумя премиями «Золотая маска», и то, что этот театр нам привозит всегда интереснейшие спектакли – безо всяких скидок, тут работает очень крупный режиссер и хорошие артисты, всё это вызывает огромный интерес в Москве. А то, что не все знают город и театр – ну узнают!

Что интересно сейчас премии и фестивалю «Золотая маска»? Какие спектакли: современные, экспериментальные или классические?
Я не слукавлю, если скажу, что «Золотая Маска» – это один из лучших фестивалей в мире, потому что такого фестиваля нет нигде, он есть только у нас в России. Мне кажется, главная миссия «Маски» – это снятие культурных барьеров. Одна из наших основных задач – открывать регионы, находить там хорошие, интересные, сложные спектакли и привозить их в Москву на Фестиваль. И в то же время, давать возможность регионам увидеть постановки, ставшие номинантами и лауреатами «Золотой Маски», а так же те, что попадали в Long List (прим.ред.: список самых заметных спектаклей театрального сезона по версии всероссийской премии). Все эти постановки отмечены знаком качества, они отобраны экспертными советами. Спектакли, так или иначе, всегда отражают тенденции современной жизни, и очень важно, чтобы театральное сообщество было в курсе этого. И пусть люди имеют возможность смотреть разные спектакли, в том числе, и те, которые воспринимаются, как что-то необычное, непонятное. Должно быть больше хороших постановок. А классических или современных – это безразлично. Если они, действительно, поднимают актуальные человеческие проблемы и вопросы, и если это не мода, не в угоду дня, а, действительно, серьезный театр, то пусть он будет разным. Вообще, театр должен быть разным.

Должен ли театр быть модным?
Знаете, мода модой, а любовь к театру остается. Театру уже столько раз предрекали смерть неминуемую, что об этом даже теперь банально говорить. Да, есть модные спектакли. А есть спектакли настоящие, которые поднимают, действительно, какие-то очень важные человеческие проблемы и заставляют зрителя что-то соотносить с самим собой. И не всегда это приятно. Знаете, услышать про себя что-то не очень лестное, не всегда бывает приятно. Мы ведь в жизни привыкли всегда оправдывать. А театр ставит вопросы. И его главная миссия – тем или иным способом нести людям надежду. Иногда это очень болезненно и сложно.
ИГОРЬ КОСТОЛЕВСКИЙ
«Самое главное – оставаться собой и прислушиваться к интуиции…»
Можете рассказать о ролях в театре, которые лично вам дались особенно непросто?
Вы знаете, они мне все дались непросто. Мне непросто и очень интересно было играть Плюшкина (прим.ред.: «Мёртвые души», спектакль Московского академического театра им. Вл. Маяковского). Просто когда ты играешь роль, это всегда определенный нервный стресс, ты должен свои нервы настроить на персонажа, найти его боль. А значит, эту боль найти в себе, тогда ты будешь понятен, тогда ты будешь интересен. И вот это всегда самое сложное. Вот моя последняя работа – я сыграл недавно Сарафанова-отца в «Старшем сыне» по Вампилову – она мне тоже очень важна.

Вы говорили в интервью, что на заре своей актёрской карьеры проходили довольно жёсткий период работы в массовках. Если оглянуться назад, что, в итоге, для вас оказалось сложнее: вот те мизерные роли или испытание довольно ранней и оглушительной славой в кино?
Если бы у меня не было периода массовок, через которые ты тоже должен пройти, наверное, я бы иначе воспринимал потом всё остальное. А насчёт испытания славой…Да как вам сказать? Я работаю и работал в таком театре, где были выдающиеся, великие артисты, такие как Татьяна Доронина, Армен Джигарханян, Светлана Немоляева, Наталья Гундарева, Александр Лазарев и Анатолий Ромашин. Я могу перечислять их долго, и вы всех их знаете, поэтому, когда я выходил на сцену с такими артистами, как-то мне уже было не до своей славы.

В течение всей своей карьеры актёрам приходится петь, танцевать, скакать на лошади и много еще чего. А какие самые необычные или ценные навыки, благодаря своей профессии, приобрели вы?
Все зависит от роли. Когда к ней готовишься, тебе приходится и бегать, и прыгать, и фехтовать, но я не могу сказать, что я такой отчаянный каскадер. Я предпочитаю этого не делать, но когда это необходимо, конечно, делаю. Знаете, мне кажется, самое главное в нашем деле – оставаться самим собой, быть верным самим себе и прислушиваться к своей интуиции. И мне кажется, в этом направлении всегда должен двигаться и театр, и артист. Потому что если ты не чувствуешь сегодняшнего времени, вот этот ритм, этот пульс, то ты просто играешь свои роли (и может быть, даже хорошо играешь), но у тебя нет такой связи со зрительным залом. Ведь люди живут в ЭТОЙ жизни, и каждый человек проходит, достаточно, драматический путь жизни. И люди приходят в театр, все-таки, чтобы получить даже если не ответы, то, во всяком случае, вопросы, и чтобы лучше понять самих себя. Поэтому мне кажется, вот это самое главное. А не бегать, прыгать и фехтовать, что, безусловно, тоже важно.

Как вы думаете, кем бы вы стали, если бы не пошли в актеры?
Знаете, я попробовал учиться в строительном институте, и слава Богу, что я ушел оттуда вовремя. Ничем хорошим бы это не кончилось (смеётся). Хотя профессия эта чудесная, со всеми моими друзьями, с кем я учился, мы в добрых отношениях, и они достигли определенных высот. Так что я, получается, уже честно попробовал заниматься чем-то другим, но в моей, актёрской профессии, мне пока интересно. А пока мне интересно, я этим занимаюсь.
Made on
Tilda