В динамике последних лет стратегическая значимость Дальнего Востока и Арктики только возрастает. А опережающее развитие двух макрорегионов за прошедшее десятилетие – это уже не фигура речи, а факт, который отражен в статистических показателях. Инвестиционная привлекательность территорий, в совокупности занимающих более 50% России, растет с каждым годом, притягивая рекордные вложения и масштабные инфраструктурные проекты. Если раньше в поисках лучшей жизни отсюда уезжали, то сейчас на Дальний Восток осознанно едут за карьерой, образованием, за выгодными условиями ведения бизнеса, и, конечно, за новыми впечатлениями.
О том, какие возможности открывают сегодня Дальний Восток и Арктика для жителей иинвесторов, в том числе зарубежных, поговорили с главой Минвостокразвития России АлексеемЧекунковым.
– Алексей Олегович, сегодня на Дальний Восток и Арктику обращено внимание крупнейших инвесторов, российских и зарубежных, государственных и частных. Принимаются беспрецедентные меры государственной поддержки. В чем магия столь феноменального темпа развития этих макрорегионов?
– Развитие Дальнего Востока и Арктики обозначено Президентом национальным приоритетом на весь XXI век. Исходя из этого и строится в последние годы вся государственнаяполитика в отношении этих регионов. Здесь создан максимально благоприятный инвестиционный климат. Инвесторы активно пользуются возможностями преференциальных режимов, которые обеспечивают проектам прибыльность и доходность.
Еще десять лет назад мы наблюдали значительное экономическое отставание Дальнего Востока от других федеральных округов. Что было особенно заметно на фоне его богатейших природных ресурсов.
С 2014 года началось внедрение в жизнь первых механизмов государственной поддержки регионов ДФО, призванных обеспечить опережающее развитие макрорегиона. В декабре 2019 года к зоне ответственности Министерства добавилась и Арктика. Таким образом, сегодня можно подводить итоги десятилетия опережающего развития Дальнего Востока, и итоги первой пятилетки по Арктике.
С какими результатами мы пришли в 2025 год? – Я приведу цифры накопленным итогом, поскольку мы работаем не от года к году, а на конкретный конечный результат. В части развития экономики: количество инвестиционных проектов, реализуемых с господдержкой, которые мы сопровождаем, достигло 3781. Объем запланированных инвестиций – 11,8 трлн рублей. Из них 5,5 трлн уже вложено, 1160 предприятий введено. Создано 177 тысяч новых рабочих мест.
За 10 лет Дальневосточный федеральный округ опередил среднероссийские показатели по темпам роста инвестиций – в 2,6 раза, по роступромышленного производства и добычи полезных ископаемых – более чем в 3 раза, по вводу жилья – в 1,6 раза. Соответственно и по темпам энергопотребления за десять лет мы выросли в 2раза больше, чем Россия. Примерно по 5% в год добавляем энергопотребление.
Такой рост создает некоторые узкие места. Поэтому сейчас мы активно взаимодействуем с Минэнерго по вопросу создания новых энергогенерирующих мощностей. Дальний Востокогромный, 40% территории Росси, но большая его часть - это изолированные труднодоступныетерритории. А электроэнергия нужна там, где, ресурсы или логистические маршруты. Вопрос очень важен и для людей, и для экономики. Поэтому была утверждена Генеральная схема размещения объектов электрогенерации до 2042 года.
– А какие возможности открываются сегоднядля международных партнеров на Дальнем Востоке? Как строятся экономические связи с Китаем?
– В жизни главное – динамика. Мы фиксируем высокий интерес к открытию новых производств, торговых представительств, налаживанию связей с соседним Китаем и АТР в целом. Видим своей задачей привлекать сюда, на Дальний Восток, бизнес не только со всей России, но и из-за рубежа, выстраивать долгосрочные партнерские отношения. Все, что производит российский Дальний Восток, очень интересно нашим соседям. У нас и экологичней, и вкусней, мы умеем делать продукцию качественно, заинтересованы в технологической кооперации. Летом 2025 года ожидаем принятие федерального закона о международных территориях опережающего развития. – Уверен, это даст дополнительный импульс развитию экономического сотрудничества с другими странами.
Россия и Китай – это две огромные цивилизации с глубокой и непростой историей. Которые много что делали вместе. Нас объединяет общая история, которую мы уважаем, ценим и придерживаемся схожих ценностей в построении будущего. Исейчас, не побоюсь этих слов, мы вместе меняем мир. Важным подтверждением этому стал визит Си Цзиньпина на парад в честь 80-летия Победы в Москву. В сентябре Китай будет праздновать окончание Второй мировой войны. У нас в это же время пройдут свои торжества, связанные с Курильской десантной операцией на острове Шумшу. Эти общие для двух держав ценности прежде всего основаны на том, что страна должна быть суверенной, должна действовать в интересах своего народа и не под чью-либо дудку. В этом смысле Россия и Китай являются стратегическими союзниками и сильными партнерами, в том числе в экономике.
В структуре внешней торговли ДФО удельный вес КНР превышает 50%. На Дальнем Востоке на территориях опережающего развития и в свободном порту Владивосток с участием китайского капитала реализуется 65 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 1 трлн рублей. В таких сферах, как строительство, производство стройматериалов, машиностроение, производство и переработка зерновых и масленичных культур, судоремонт, добыча угля, логистика и других.
Но все же, на мой взгляд, экономика – это лишь производная от отношений между людьми. А с учетом того, что граница с Китаем, который является одной из самых густонаселенных стран в мире, у нас самая длинная, то перспективы наших контактов и человеческих взаимоотношений очень велики.
– А как вы видите роль Северного морского пути при взаимодействии с Китаем? И расскажите в целом о том, как развивается этот глобальный транспортно-логистический маршрут. Кто основные благополучатели и интересанты у этого проекта?
– У Китая, безусловно, есть арктические амбиции и стремление создавать флот ледового класса. В КНРмощнейшая судостроительная отрасль. Кроме того, мотивирующим фактором является желаниеминимизировать финансовые риски, связанные с геополитической напряженностью в Южно-Китайском море. Весь экспорт и импорт Китая в настоящее время идет через морские пути. А морепри определенных негативных сценариях может стать ареной противостояния. И поэтому для КитаяСМП важен как альтернативный маршрут.
Но СМП в первую очередь нужен не Китаю, не США. Он больше всего нужен самой России.
Развитие Севморпути реализуется в соответствии с утвержденным Правительством РФ Планом до 2035 года для обеспечения провозной способности в 70-109 млн тонн к 2030 году. В 2024 году перевозки установили исторический рекорд – 37,9 млн тонн. Российские грузоотправители привыкают к СМП, как к конкурентному транспортному коридору для внутренних, так называемых каботажных перевозок.
Все они очень озабочены вопросом создания флота ледового класса. На сегодняшний день уже созданы 4 новых атомных ледокола, еще 4 будут построены в ближайшие четыре года.
У нас в Арктику уже инвестируется 35 трлн руб. Такие проекты, как «Восток Ойл», «Арктик СПГ», Баимская рудная зона, — они создают тот грузопоток, для которого нужен СМП. Все задуманное будет реализовано. Когда при вывозе всех этих товаров судоходство по СМП достигнет критической массы, когда станет выгодно, безопасно и привычно, — начнут возить и генеральные грузы, и контейнеры. Думаю, на горизонте пяти-шести ближайших лет мы увидим грузопоток по СМП в 100 млн тонн. А на горизонте десяти лет - и 200 млн тонн. Это будет уже привычный международный транспортный коридор. И Китай, кстати, тоже быстро развернет часть своих морских потоков на Европу через СМП. Севморпуть обречен на то, чтобы им пользовались.
– Большая доля российского экспорта отправляется через границы именно Дальнего Востока. Как выглядит сегодня система этих грузоперевозок? Как развивается транспортнаяинфраструктура дальневосточных территорий.В частности, Восточный полигон железных дорог.
— Помимо строительства и модернизации дальневосточных морских портов и морфлота, проводим масштабную работу по развитию инфраструктуры БАМа и Транссибирской магистрали, автодорог и пунктов пропуска для обеспечения пропускной способности не менее 270 млн тонн к 2032 году.
Сейчас более 70% внешнеторгового оборота через дальневосточные пункты пропуска приходится на морские порты — 152,9 млн из 208,6 млн тонн в 2024 году. Также фиксируем интенсивный рост товарооборота через автомобильные пункты пропуска –– 44% за 2024 год. Железнодорожные тоже выросли на 12% к прошлому году.
Расширение Восточного полигона железных дорог — это сложный и уникальный процесс, где нужно взять железнодорожные пути, по которымпостоянно перевозят миллионы тонн грузов, и при этом вести строительные работы. Принят инвестиционный паспорт проекта, по которому необходимо обеспечить 210 млн тонн перевозимых грузов к 2030-му и 270 млн тонн к 2032-му.
Существенный вклад в развитие межгосударственного торгово-экономического сотрудничества вносит новая трансграничная инфраструктура. В частности, новые автомобильные пункты пропуска, мосты Благовещенск-Хэйхэ и Нижнеленинское-Тунцзян. Ежегодно по ним уже перевозятся миллионы тонн грузов, при том, что потенциал этих объектов почти в 10 раз выше. Одним из новых центров российско-китайского торгово-экономического взаимодействия станет проект совместного развития острова Большой Уссурийский в Хабаровском крае.
– Вы неоднократно говорили, что задача номеродин – остановить отток населения с Дальнего Востока. И сегодня мы, наконец, фиксируем положительные показатели. За 2024 год на Дальний Восток приехало на 24 тысячи человекбольше, чем уехало. Как менялась эта тенденция в последние 10 лет?
– Сейчас мы находимся в переломном моменте. Первый период снижения численности населения Дальнего Востока пришелся на 1990-е годы. Ситуация была почти катастрофичной. За десять лет население дальневосточных регионов уменьшилось на 1 млн человек. Второй период – с2000 по 2010 год. Процесс оттока населениянемного замедлился. Все, кто хотели и могли уехать, уже к тому времени уехали. Но тем не менее макрорегион потерял за эти 10 лет полмиллиона человек. На третьем этапе, 2010−2020 годы, началось опережающее развитие ДФО, миграционный отток из года в год снижался. В 2021 году в части миграционного баланса наконецслучился приток населения на Дальний Восток: 7 тысяч человек. Это произошло впервые в истории послесоветской эпохи, когда людей приехало больше, чем уехало. В 2024 году приток населения составил уже 24 тысячи. Для нас это рекорд.
Надо отметить, что на протяжении 9 лет в регион стабильно прибывает население в возрасте 20−24 лет. То есть молодежь выбирает Дальний Восток своей судьбой, приезжает работать на новые предприятия с более интересными зарплатами. Натерриториях опережающего развития средняя зарплата на 40% выше, чем в среднем по экономике. Кроме того, все видят, что будущее страны, действительно, связано с Востоком. Да и работа там интересная - направлена на повышение качества жизни людей, на новые открытия и достижения.
Приведу в пример Благовещенск. Приятно видеть, что все проекты, которые только задумывались 12 лет назад как планы, перспективы, теперьреализованы. В городе сейчас совершенно иноекачество жизни для семей с детьми. А ведь детство– это самая счастливая пора, которую запоминаешь навсегда. Важно, чтобы был красивый парк,удобная инфраструктура рядом, качественная школа, хорошие учителя, спортивные площадки и так далее. Это и формирует желание развиваться, расти и оставаться в своем родном городе и в своем регионе.
В основе всех наших планов и проектов – люди. Те, кто выбирает Дальний Восток и Арктику местом своей жизни, кто создает здесь семьи, растит детей, кто любит и гордится этими регионами. Люди ждут быстрых решений тех проблем, которые накопились за многие годы. И конкретных шагов по повышению качества жизни. В этом – наша миссия.