МИССИЯ АКАДЕМИИ БИЗНЕСА ФИНАНСОВ И ПРАВА : НАУЧИТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ И ПРЕДПРИЯТИЯ ГРАМОТНО, ЗАКОННО И ВЫГОДНО ВЕСТИ БИЗНЕС С ГОСУДАРСТВОМ
Олеся Викторовна, как аккредитованный Минюстом антикоррупционный эксперт и руководитель Академии, вы напрямую влияете на формирование этических стандартов в закупках. Какие конкретные инструменты и методики вы внедряете в учебные программы Академии бизнеса, финансов и права, чтобы подготовить специалистов, для которых «нулевая терпимость к коррупции» — не лозунг, а профессиональная ДНК? Сталкиваетесь ли вы с сопротивлением при внедрении этих принципов со стороны бизнеса, ориентированного на «короткие пути», и как преодолеваете это?
Во всех образовательных программа я четко обозначаю свою позицию: нельзя предлагать взять и нельзя соглашаться давать взятки! Это преступление, за которое можно поплатиться свободой, лишиться доверия, должности и бизнеса. Сейчас еще популярны мифы, что в госзаказе всё куплено, что тендеры это только для своих и что без связей не получить крупные контракты. Но уже несколько лет на курсах и деловых мероприятиях я доказываю на практике, как находить и выигрывать государственные, муниципальные и корпоративные закупки в честной конкурентной борьбе, качественно выполнять контракты, развивать бизнес и получать прибыль компаниям. Одним из инструментов противодействия коррупции является изучение закупок из социальной сферы: образование и здравоохранение. На конкретных примерах я показываю, как срыв поставки мебели в школу или оборудования приводит к задержкам сроков начала учебного года, как из-за некачественного ремонта в детском саду может возникнуть угроза здоровью и жизням детей, как из-за коррупционных схем при поставках лекарственных средств, медицинских изделий или питания в больницы могут пострадать пациенты. Я всегда говорю, что бизнес, который работает с госзаказом, несет социальную ответственность за развитие экономики страны и уровня в жизни в России. И начиная с небольших контрактов, специалисты на уровне профессионального ДНК нацелены работать честно и законно.
Ваша Академия активно работает с малым бизнесом, а вы лично помогли выйти на рынок госзаказа 130+ компаниям. При этом вы член Совета ТПП РФ по развитию системы закупок. Как, на ваш взгляд, профессиональное обучение может стать мостом, уменьшающим дисбаланс между возможностями МСП и крупных корпораций? Какие конкретные инициативы Академии или ТПП доказали свою эффективность — например, упрощение доступа к банковским гарантиям или адаптация сложных процедур под нужды МСП?
Я работаю в закупках уже более 10 лет и уверенно могу сказать, что сейчас прекрасное время для малого бизнеса: увеличена доля обязательных закупок для МСП, упрощены процедуры регистрации и аккредитации на электронных площадках и снижены тарифы, сокращены сроки оплат по контрактам. Стало гораздо удобнее и выгоднее оформлять независимые гарантии в банках для обеспечения участия в закупках и заключения контрактов, а для добросовестных поставщиков из малого бизнеса предусмотрены меры освобождения от обеспечений. Появилось больше возможностей участвовать в закупках малого объема в электронном виде – это отличная возможность для малого бизнеса начать работать в госзаказе. Но чтобы уверенно работать с закупками и тендерами, надо знать законы и уметь применять знания на практике. Миссия Академии бизнеса финансов и права: научить предпринимателей и предприятия грамотно, законно и выгодно вести бизнес с государством. На курсах студенты получают все необходимые знания, чтобы участвовать в закупках без коррупционных рисков, добросовестно выполнять контракты и получать прибыль. Профессиональное обучение поставщиков помогает бизнесу работать без ошибок, не срывать регламентированные сроки и контракты, а это, в свою очередь дает заказчикам возможность получать качественные товары, работы и услуги и эффективно расходовать бюджет.
Вы выступаете за цифровизацию закупок, но одновременно предупреждаете о рисках избыточного контроля. Как генеральный директор Академии, вы обучаете работе с алгоритмами. Как найти грань, где цифровые инструменты перестают помогать и начинают подавлять профессионализм специалиста? Не усугубляет ли автоматизация проблему «шаблонного мышления» у заказчиков и поставщиков? И как антикоррупционный эксперт оценивает: снижает ли тотальная алгоритмизация коррупционные риски или просто маскирует их?
Цифровизация закупок — это инструмент, который усиливает профессионализм заказчиков и поставщиков, но требует осознанного подхода. Минфин собрал большую базу технических характеристик закупаемых товаров в каталоге товаров работ и услуг КТРУ, который используется для стандартизации закупок. Сейчас в госзакупках применяются структурированные извещения, заявки и контракты, что позволяется снижать риски ошибок. Электронное актирование по государственным и муниципальным контрактам упрощает документооборот. Есть возможность подать жалобы в Федеральную антимонопольную службу через личный кабинет Единой информационной системы, а заседания проходят онлайн в режиме видеоконференцсвязи. На основе всех полученных данных Минфин регулярно проводит анализ результатов работы системы закупок по всей стране.
К нам в Академию регулярно обращаются компании за анализом рынка госзакупок: мы можем предоставить данные об объеме рынка на конкретные товары, работы или услуги: что покупают, с какими характеристиками, по каким ценам, как часто покупают, кто заказчики, кто конкуренты, эти данные можем предоставить в разрезе регионов, федеральных округов или страны в целом, рассказать о динамике и сезонности спроса и дать рекомендации по эффективному участию в закупках для конкретной отрасли и компании. В Академии есть курс по анализу рынка госзаказа, на котором за несколько лет прошли обучение как начинающие предприниматели, так и топ-менеджеры крупных производственных предприятий. Мы учим использовать цифровые инструменты, аналитические данные и автоматизацию для развития профессионализма сотрудников и бизнеса.
На основе цифровизации закупок и аналитических данных ФАС России разработала законопроект о создании ГИС «Антикартель», где помощью элементов искусственного интеллекта будет проводиться анализ закупок с целью выявления и пресечения антиконкурентных соглашений, ограничений конкуренции и коррупционных рисков.
Цифровизация, аналитика и искусственный интеллект стали хорошими инструментами для развития системы закупок в России, но обязательным остается профессионализм специалистов, которые работают в госзаказе. Главное – использовать естественный интеллект при работе с искуственным.
Вы — партнер 35+ банков по продуктам для госзакупок. Академия под вашим руководством демонстрирует рост выручки (11.4 млн руб. в 2024 г.), но с признаками финансовой напряженности. Как этот опыт помогает вам учить бизнес выстраивать устойчивые финансовые модели в закупках? Какие три ключевых финансовых риска вы считаете критичными для поставщиков сегодня — например, задержки оплат по госконтрактам или ошибки в обеспечении — и как их минимизировать без потери конкурентности?
В современных реалиях финансовая грамотность предпринимателей и руководителей – это один из ключевых факторов успеха при работе с госзакупками и тендерами.
В большинстве госконтрактов предусмотрены постоплаты. Это значит, что бизнес должен на свои деньги купить товар, выполнить работы или оказать услуги, а деньги получит за это только после того, как заказчик примет товары, работы и услуги и подпишет все документы. Самый популярный финансовый риск, которые встречаю в компаниях – это кассовый разрыв. Я всегда говорю: главное не выиграть госконтракт, главное – его исполнить и получить деньги. Если у компании нет собственных оборотных средств, то нужно привлекать заемные.
Я работаю с 35+ банками по выдаче кредитов и оформлению независимых гарантий для госконтрактов и 2й по популярности риск – это отказы банков. Для крупных тендеров рекомендую перед участием заранее проверять одобрение по кредитам и гарантиям. Лучше отказаться от участия в тендере, чем оказаться неспособным заключить и исполнить контракт, поскольку за это компанию могут включить в реестр недобросовестных поставщиков, что означает запрет на участие в госзакупках на 2 года.
На 3м месте по популярности риск не получить прибыль или сработать в убыток, а также просрочки оплат от заказчиков. Сейчас для бизнеса не лучшие времена из-за высокой ключевой ставки и соответственно высоких ставок по кредитам. Ожидаемая прибыль может уйти на покрытие процентов за использование заемных средств. Часто встречаются ошибки менеджеров при расчетах, когда при исполнении контракта возникают непредвиденные расходы. Изменить цену по контракту нельзя, отказаться от исполнения тоже – за это компанию могут включить в реестр недобросовестных поставщиков.А на этапе планирования участия в закупках важно проверять заказчиков, чтобы избежать тех, кто допускает просрочки оплат по контрактам и договорам.Поэтому тут тоже очень важен профессионализм специалистов, которые работают у поставщиков – результаты исполнения контрактов могут влиять на социально значимые отрасли города, региона или страны.На курсах в Академии ми учим оценивать заранее все риски, а не тушить пожары, героически решая проблемы, которых можно было избежать.
Ваш путь уникален: 5 лет в госуправлении (заказчик), затем — предпринимательство, создание Академии и роль в ТПП. Как опыт «по обе стороны баррикад» сформировал ваше видение реформы закупок? С какими этическими дилеммами сталкивались лично вы — например, при консультировании поставщиков, конкурирующих с госкорпорациями? И что для вас сегодня важнее: бизнес-результаты Академии или системное влияние на отрасль через ТПП и антикоррупционные стандарты?"
Я долгое время работала со стороны заказчика и закупала различные товары, работы и услуги. Я видела, какие ошибки допускали поставщики при участии в закупках и исполнении контрактов и понимала, что многим не хватает знаний и системного подхода.
Работа со стороны бизнеса для меня оказалась финансово выгоднее, после увольнения от заказчика я стала заниматься тендерным сопровождением и индивидуальным обучение поставщиков. Погрузившись в работу бизнеса, начинающих предпринимателей и уже крупных компаний, я взглянула на систему госзакупок иначе. Однажды был случай, когда специалист заказчика очень возмутился, узнав, что поставщик не просто поставляет товар, а еще и прибыль получает с поставки! Да, представьте себе, бизнесу надо зарабатывать деньги, платить зарплаты сотрудникам, платить налоги, проходить проверки госорганов, решать проблемы разрыва логистических цепочек при санкциях, терять прибыль при скачках курсов валют и инфляции, работать с постоплатами по контрактам и при этом обязательно исполнять контракты, качественно и в срок.
Миссия Академии - научить предпринимателей и предприятия грамотно, законно и выгодно вести бизнес с государством, помочь специалистам освоить востребованную профессию в сфере госзаказа, чтобы выигрывать тендеры и приносить прибыль компании, сформировать профессиональное деловое сообщество для развития бизнеса и экономики страны. Общаясь на курсах с предпринимателями и специалистами из разных отраслей, я вижу проблемы, с которыми сталкивается бизнес, я знаю, что нужно, чтобы бизнес развивался, а заказчики получали качественные товары, работы и услуги. Через обучение предпринимателей могу влиять на результат, а в ТПП РФ могу обсуждать сложности и проблемы заказчиков и поставщиков и формировать законодательные инициативы для развития системы закупок в России.
Лично для меня Академия – это один из бизнесов. Я много работаю не только над качеством образователях программ, но и над финансовыми результатами. На первых этапах было непросто завоевать доверие компаний и студентов. На образовательном рынке очень высокая конкуренция и сильный демпинг. Но сейчас Академия уверенно развивается, каждый месяц мы набираем новые группы и выпускаем дипломированных специалистов, наших выпускников ценят работодатели за высокие профессиональные достижения. А это значит, мы всё делаем правильно.