СТАТЬИ

M&A В РОССИИ: САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ ВПЕРЕДИ

Рынок слияний и поглощений изменился. Было бы наивно ожидать, что массовая продажа российских активов иностранцев надолго останется ключевым драйвером. Те из международных корпораций, которые действительно хотели уйти из страны, уже продали бизнес в России. С текущими регуляторными требованиями рассчитывать на громкие выходы известных на весь мир брендов явно не стоит. Однако завершение этого этапа истории открыло ряд возможностей для всех групп игроков на российском рынке.

Во-первых, уже с начала 2024 года мы наблюдаем множество повторных сделок с активами, которые были выкуплены у предыдущих владельцев всего год-два назад. Зачастую объектами сделок являлись компании, которые ранее принадлежали россиянам, однако были куплены относительно дёшево на фоне общего снижения уровня оценок. Приведу два ярких примера: сделки с ЦБК «Кама» и «Кордиантом». Также на рынке видим значительное количество активов, купленных у иностранцев непрофильными инвесторами. В этой связи вместо того, чтобы пытаться самостоятельно преодолеть трудности с созданием собственного бренда с нуля, нехваткой экспертизы, нарушенными логистическими цепочками, возможность быстрой перепродажи купленного за полцены актива стратегическому инвестору кажется привлекательной. Продолжение развития этого тренда будет и в 2025 году.

Во-вторых, высокая ставка и сложности с привлечением долгового финансирования не только повышают актуальность проведения реструктуризации или продажи проблемных активов (в недвижимости или промышленности), но и заставляют многих представителей небольших компаний задуматься о перспективах выживания. Сделки по приобретению доли и полному поглощению отраслевым лидером независимых игроков актуальны как никогда. К примеру, в прошлом году «Магнит» приобрел долю в дальневосточном ритейлере «Самбери», «СберСеллер» стал владельцем биржи блогеров Perfluence, а ГАП «Ресурс» купил производителя колбас «Царицыно».

В-третьих, сами отечественные отраслевые лидеры на наших глазах превращаются в настоящие мультиформатные корпорации, открывая для себя новые рыночные сегменты, которые прямо не связаны с основным бизнесом. Очень часто оптимальным инструментом в таких кейсах является именно неорганика, то есть развитие за счет сделок M&A.

Конечно, ставка и прочие внешние факторы пока не позволяют мультипликаторам вернуться к уровню до 2022 года, но это не означает, что M&Aв России потерял актуальность. Потенциал отечественного рынка явно не исчерпан, и даже самый привередливый инвестор при желании может найти стоящий актив. А уж простор для инвестиционных банков и вовсе безграничен.
Made on
Tilda